Ажигулова Халида: Такси в большом городе: что важнее — безопасность или доступность?
Такси в большом городе: что важнее — безопасность или доступность?
Автор: Халида Ажигулова,магистр права Университета Оксфорд Великобритании, докторант Университета Лестер Великобритании, научный сотрудник Института государства и права КазНУ им.аль-Фараби
Проживая в крупном мегаполисе, мы все нуждаемся в мобильности, причем в эффективной мобильности: мы должны иметь возможность передвигаться в черте города для решения личных и профессиональных вопросов, затрачивая на это как можно меньшее количество времени. Но именно время становится ценнейшим ресурсом в наши дни, и в таком крупном городе, как Алматы, его катастрофически не хватает: оно просто «съедается» в бесконечных пробках. Пробки — это бич нашего города, при этом если еще несколько лет назад они были наиболее частыми в утренние часы с 08.00 до 09.00, обеденный перерыв и вечернее время после 18.00, когда большинство населения перемещается на работу или на учебу, то теперь пробки в городе Алматы стали практически круглосуточным явлением.
Основная причина заторов на дорогах – это, естественно, большое количество автотранспорта на дорогах. Согласно статистике в городе Алматы зарегистрировано свыше 520 000 единиц автотранспорта/1/ на население почти 1.5 миллиона человек /2/. С одной стороны, можно порадоваться росту благосостояния населения, когда на каждых трех жителей нашего города приходится одно транспортное средство. Но! Данные статистики не отражают реальное количество автомашин на дорогах города, в частности, не ведется учет иногородних автомобилистов, которые сотнями, если не тысячами, въезжают ежедневно в центр города в целях занятия частным извозом.
Такие нелегальные таксисты, или «бомбилы», уже давно стали атрибутом города Алматы: их можно встретить целыми колоннами в аэропорту, на вокзалах, возле рынков и крупных торговых комплексов. У такого такси вы не встретите желто-черные «шашечки» на крыше и соответствующие обозначения такси на борту автомобиля, внутри не будет таксометра и информации о стоимости услуг такси, т.е. не будут соблюдены обязательные требования для такси согласно законодательству Республики Казахстан о перевозках пассажиров и грузов автомобильным транспортом /3/. Но давайте проанализируем имеющиеся «плюсы» и «минусы» такого такси, чтобы понять, нужно ли его поощрять как необходимую реальность или бороться как с негативным явлением.
Плюсы и минусы нелегального такси
Неоспоримым плюсом такого такси является его доступность, как по цене, так и по предложению. Каждый из нас хотя бы раз пользовался их услугами: поднял руку на оживленной дороге, и уже возле тебя выстраиваются несколько потенциальных перевозчиков, с которыми можно поторговаться и доехать до пункта своего назначения за приемлемую для себя цену. Более того, многие приезжие «таксисты» не гнушаются нарушать скоростной режим, выезжают на встречную полосу, подрезают другие автомобили и проезжают на красный свет, чтобы скорее выполнить очередной заказ и «перехватить» следующего клиента. Некоторые клиенты рады такому лихачеству и даже готовы приплатить, особенно, если опаздывают…
Но чем нам приходится расплачиваться за такое сомнительное удовольствие?
Во-первых, иногородние таксисты, приезжая в город неконтролируемыми массами, существенно загружают движение на дорогах, создавая выше упомянутые пробки.
Во-вторых, выше упомянутые примеры лихачества приезжих таксистов негативно сказываются на безопасности дорожного движение, повышая риск совершения ДТП на дорогах, в том числе с серьезным травматизмом. Пользуясь услугами таких таксистов, у пассажира не только не может быть уверенности в технической исправности автотранспорта и что у него не откажут важные системы управления, например, тормоза, но и среди этих таксистов нередко встречаются лица с преступными намерениям, такие как грабители и даже маньяки.
В-третьих, систематическое нарушение правил дорожного движения иногородними таксистами, а также отсутствие у них уважения к другим автомобилистам постоянно держит в напряжении простых автолюбителей, вызывая у них чувство стресса, как только они видят областные и иногородние номера…
В-четвертых, деятельность большинства, если не всех, таких самозанятых таксистов не соответствует действующему законодательству в сфере безопасности пассажирских перевозок и налогообложения, и фактически является незаконной.
Так, согласно Закону об автомобильном транспорте /4/ «такси – это легковой автомобиль, предназначенный для автомобильной перевозки пассажиров и багажа, оборудованный в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». Далее, Закон определяет, кто может работать перевозчиком такси: «перевозчик такси —индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа такси». Наконец, Законом также регламентируется, что перевозчик пассажиров должен иметь документы, подтверждающие его квалификацию и профессиональную пригодность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об автомобильном транспорте, а его транспортное средство должно отвечать требования технических регламентов. Соответственно, таксисты должны быть зарегистрированы в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивать налоги с доходов, полученных частным извозом, а также обязаны быть профессионально пригодными для этого вида деятельности и обеспечивать техническую исправность своего автомобиля.
Далее, выше упомянутыми Правилами о перевозке пассажиров и багажа регламентируется перевозка пассажиров и багажа такси. Возможно, многие читатели будут удивлены, узнав, насколько детально у нас в стране регулируется этот вид общественного транспорта. Сюда входят требования и об обязательном техническом осмотре легковых автомобилей, используемых для оказания услуг такси, и о внешнем виде такси, об оплате за услуги и требования к оборудованию стоянок такси. Также регламентируются такие вопросы, как очередь на посадку в такси и право на внеочередную посадку в такси для инвалидов, пенсионеров, беременных женщин, пассажиров с детьми дошкольного возраста.
Как мы видим, на законодательном уровне работа такси весьма детально регламентирована, и законодатель побеспокоился о нашей с Вами безопасности и комфорте при пользовании услугами такси. Однако на практике никто не следит за соблюдением этих требования таксистами. Более того, ситуация усугубляется тем, что в Кодексе РК об административных правонарушениях отсутствуют статьи, предусматривающие ответственность за нарушение таксистами выше перечисленных правил перевозок пассажиров. Таким образом, территориальные органы дорожной полиции не могут привлечь таксистов за несоблюдение требований безопасности при перевозке пассажиров, а пассажиры лишены возможности предъявлять претензии к таким таксистам за некачественное предоставление услуг. То есть, на лицо существенный пробел в действующем законодательстве.
Проблемы в правоприменительной практике существуют также в сфере налогообложения таксистов. Согласно налоговому законодательству/5/, любое лицо, оказывающее услуги на возмездной основе, т.е. за деньги, обязано уплачивать налоги со своего дохода в бюджет. В свою очередь, работа таксистом на самозанятой основе также является видом предпринимательской деятельности, и соответственно, таксисты обязаны становиться на учет в налоговые органы в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако многие таксисты, если не большинство, нарушают требования налогового законодательства. Более того, у многих подрабатывающих таксистов даже мысли такой не возникает, что они могут что-либо нарушать и их деятельность является нелегальной. Они могут рассматривать частный извоз как временную подработку, из разряда «заначка на бензин». Но суть происходящего не меняется: бизнес таксистов-нелегалов приводит к сокрытию доходов и соответственно систематической неуплате налогов в государственный бюджет. Данная ситуация усугубляется еще и тем, что налоговые инспекторы физически не в силах проверить всех нелегальных таксистов на наличие у них регистрации в налоговых органов, так как они не осуществляют свою деятельность в каком-то одном месте или районе, но могут оказывать услуги в разных районах города. Таким образом, логически напрашивается вопрос, какой территориальный налоговый орган должен контролировать деятельность таксистов. А если таксист иногородний, то ситуация еще более усложняется…
Как можно решить проблемы такси?
Из выше перечисленного очевидно, что в работе такси «бомбил» больше минусов, чем плюсов. Частный извоз используется многими гражданами как дополнительный способ заработка с помощью своего автомобиля, однако качество и безопасность услуг оставляет желать лучшего. Решением вышеперечисленных проблем могло бы стать лицензирование частного извоза (такси) как вида предпринимательской деятельности. Как известно, лицензированию подлежат те виды деятельности, которые имеют особую важность для общественных отношений, такие как обеспечение безопасности. Именно поэтому в нашей стране лицензированию подлежат, к примеру, строительство жилых домов, оказание услуг в сфере здравоохранения, производство и хранение ядов, использование атомной энергии и т.д. /6/ Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения также являются важными для нашего общества, поэтому организация работы общественного транспорта также подлежит лицензированию. Однако законом до сих пор не урегулирована деятельность частного извоза. Очевиден пробел в законодательном регулировании.
В рамках лицензирования к таксистам можно предъявить ряд требований по обеспечению безопасности перевозки пассажиров, дорожного движения, а также соблюдения налогового законодательства:
1) требование проходить регулярный технический осмотр для предупреждения поломок во время движения транспортного средства;
2) требование о наличие соответствующего профессионального стажа для работы перевозчиком такси и наличие права на управление транспортным средством;
3) требование оборудовать такси в соответствии с правилами перевозок пассажиров;
4) требование о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и уплате налогов в бюджет.
С одной стороны, таксистам придется понести дополнительные расходы, которые напрямую отразятся на увеличении стоимости услуг для пассажиров. Но, с другой стороны, в лицензировании деятельности такси есть немало плюсов:
1) таксисты смогут официально числиться самозанятыми, уплачивать пенсионные взносы и социальные отчисления, которые они смогут использовать в случае нетрудоспособности и при выходе не пенсию;
2) количество безработных в стране существенно снизится, так как реально работающие таксисты будут выведены из тени;
3) государственный бюджет будет пополняться за счет налоговых отчислений таксистов;
4) и самое главное, пассажиры такси могут быть уверены, что их будут обслуживать компетентные водители на проверенном автомобильном транспорте.
Важно отметить, что лицензирование такси применяется во всех прогрессивных странах, в том числе, в Европе, США, и с 2011 года в России, в целях повышение безопасности и общего качество оказания услуги. Данная практика приносит неоспоримую пользу обществу и государству.
Стоит отметить, что, например, в России правила лицензирования такси достаточно просты. Для получения лицензии требуется следующее:
— копия документа, удостоверяющего личность заявителя
— копия регистрации заявителя в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя
— копия свидетельства о регистрации автомобиля (это может быть как паспорт транспортного средства, так и копия договора лизинга, генеральная доверенность или договор аренды)
— подтверждение прохождения техосмотра не реже 1 раза в год
— наличие подтвержденного водительского стажа не менее 3 лет
— наличие специальной цветографической разметки на борту автомобиля в виде контрастных шашечек, а также наличие шашечек на крыше автомобиля
— наличие таксометра, объединенного с кассовым аппаратом (при отсутствии кассового аппарата могут использоваться бланки квитанций для подтверждения оплаты за проезд). Если используются фиксированные тарифы, таксометр к установке не обязателен.
Для получения лицензии водитель должен обратиться с полным пакетом документов в территориальный орган министерства транспорта, который решает вопрос о предоставлении лицензии. Лицензия выдается сроком на 5 лет, ее стоимость в зависимости от региона колеблется от 0 до 5000 рублей. Информация обо всех выданных лицензиях размещается на официальном сайте регулирующего органа./7/
В Казахстане вопрос деятельности такси пока так и остается до конца неурегулированным. Вопрос о том, пора ли и нам ввести лицензирование деятельности такси, найдет немало критиков и сторонников. Но какова бы ни была позиция по лицензированию такси, в конечном итоге, основной вопрос – это вопрос той цены, которую каждый из нас готов платить за безопасность за свою жизни и здоровье на дорогах. А что важнее для вас: доступность или безопасность такси?
Список использованной литературы:
- В Алматы количество автомобилей за 20 лет выросло в 3 раза,
http://auto.headline.kz/na_dorogah_rodinyi/v_almatyi_kolichestvo_avtomobiley_za_20_let_vyiroslo_v_3_raza.html
2.Департамент статистики город Алматы, http://rus.almaty.gorstat.kz/
3.Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2011 года № 767
4.Закон РК от 4 июля 2003 года № 476-II «Об автомобильном транспорте»
5.Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) № 99-IV ЗРК от 10 декабря 2008 года
6.Закон РК от 11 января 2007 года № 214-III «О лицензировании»
7.Федеральный Закон Российской Федерации №69 (Закон «О такси») от 25 апреля 2011 года, www.zakontaxi.ru