Исабеков А.К.: К вопросу об эффективности норм дорожно-транспортного законодательства Республики Казахстан

Исабеков А.К.: К вопросу об эффективности норм дорожно-транспортного законодательства Республики Казахстан

Исабеков А.К. к.ю.н.,профессор, старший научный сотрудник Института государства и права по теме проекта «Концепция приоритета общечеловеческих ценностей в системе правового регламентирования дорожно-транспортных отношений в рамках реализации транспортной политики и развития транспортной инфраструктуры Республики Казахстан». 

Место публикации: К вопросу об эффективности норм дорожно-транспортного законодательства Республики Казахстан//Вестник Казахстанской ассоциации международного права .-Алматы, 2013г.№4(24).-0,5 п.л.

   

К вопросу об эффективности норм дорожно-транспортного законодательства Республики Казахстан 

     В настоящее время широко обсуждается новый Проект Закона «О дорожном движении», который был разработан Министерством внутренних дел  Республики Казахстан в январе 2012 года[1].  В основе Проекта лежит идея укрепления безопасности дорожного движения путем предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Создание правовых условий для успешного функционирования дорожного движения на территории Республики Казахстан.

Об указанном подходе свидетельствует в первую очередь определение понятия «безопасность дорожного движения». На достижение указанной цели направлены как полномочия государственных органов, основные направления государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, так и многочисленные практические меры. Основные направления государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения предусматривают комплекс мер, направленных, в основном на защиту от ДТП и минимизацию их негативных последствий.

Важно отметить, что принятие новой редакции Закона Республики Казахстан «О дорожном движении»  в соответствии с проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения» потребует для его реализации внесение изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты: Гражданский кодекс Республики Казахстан; Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях; Земельный кодекс Республики Казахстан; Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); Закон Республики Казахстан «О государственной границе Республики Казахстан»; Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»; Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах»; Закон Республики Казахстан «Об обязательной страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств»; Закон Республики Казахстан «О рекламе».

Если исходить из правового анализа законопроекта, то обратим внимание на следующие положения, которые требуют изменения или дополнения. Так, в статье 3 проекта «Основные принципы дорожного движения» указаны 4 принципа, последний из которых — системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения. Несмотря на то, что данный принцип может достаточно широко толковаться, тем не менее, представляется целесообразным продумать вопрос о дополнении данного перечня принципом связанным с обеспечением экологической устойчивости в дорожном движении и обеспечении его безопасности. Как известно, Концепцией перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2014 году от 14 февраля 2007 годаэкологическая устойчивость обозначена одним из основных направлений и механизмов перехода к устойчивому развитию. Согласно данному документу индекса экологической устойчивости должен быть увеличен  на 15 % к 2018 году, 25 % к 2024 году.

В пункте 2 ст.7 законопроекта логично указывать не только на стратегические и программные документы, стратегические планы государственных органов и законы, но и в целом законодательство Республики Казахстан о дорожном движении. Так, в соответствии с п.1 ст.2 законодательство Республики Казахстан о дорожном движении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из данного Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. В этой связи Концепция развития дорожного движения в Республики Казахстан должна реализовываться через всю систему мер, принимаемых в этих целях, а значит и через действующее законодательство Республики Казахстан в целом. Кроме того, следует отметить и само наименование данного документа. Если в п.1 этой статьи это Концепция  развития дорожного движения и обеспечения его безопасности в Республике Казахстан, то в заголовке ст.7 и в п.2 этой статьи она называется Концепцией развития дорожного движения в Республике Казахстан. Данное несоответствие требуется устранить.                                           

В  главе 13 законопроекта предусмотрено, что для занятия деятельностью по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств необходимо представить правоустанавливающие документы, подтверждающих наличие материально-технической базы на праве собственности. Однако, в Республике Казахстан большая часть предпринимателей   занимающихся   подготовкой   и   переподготовкой водителей транспортных средств не имеют собственной материально-технической базы. Практически, вся необходимая инфраструктура осуществляется на основе договора аренды. И в случае принятия данной нормы будет нанесен существенный урон в сфере предпринимательства в Республике Казахстан. Поэтому, данную норму следует обязательно пересмотреть и дополнить пунктом после слова собственности  либо аренды.

Кроме того, необходимо дополнить статью 715 КоАП  частью 5-1 предусматривающей, что по истечении срока лишения права управления транспортными средствами лицу, подвергнутому данному виду административного взыскания за управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, изъятое водительское удостоверение возвращается после прохождения профилактических программ (курсов) алкогольной, наркотической и (или) токсикоманической реабилитации либо принудительного лечения в установленном порядке противоречит действующему законодательству и создают возможность для совершения коррупционного правонарушения.

По вышеназванному правовому анализу проекта закона Республики Казахстан «О дорожном движении» были указаны замечания и рекомендации, которые направлены на повышение эффективности действия правовых норм в сфере дорожно-транспортных отношений.  Тем не менее, особо отметим, что эффективность  правовой нормы – это комплексная категория, характеризующая ее качество. И об эффективности правовой нормы можно судить на основе анализа достигнутого результата и того, насколько повлиял этот результат на развитие дорожно-транспортных отношений. Между тем, действующее дорожно-транспортное законодательство Республики Казахстан не способно решить все проблемы в данной сфере. Так, в крупных городах Республики, и в особенности в Алматы и Астане, идет постоянное строительство новых объектов, ежегодно увеличивается неконтролируемый рост количества автомобилей. Также, существенную проблему оказывают расположенные на территории городов крупных торговых рынков (например, алматинская барахолка), которые провоцируют возникновение заторов, увеличение чила ДТП, ухудшение экологической обстановки. Разрешить эту проблему с помощью повышения штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения, призывов к использованию велосипедного транспорта, строительства нескольких транспортных развязок не представляется возможным – на протяжении многих лет ситуация в транспортной сфере лишь ухудшается. Даже введенная в эксплуатацию в 2011 года в г. Алматы линия метро не может оказать сколько-нибудь значительного влияния на ситуацию, так как текущего охвата метрополитена явно не достатно для обслуживания мегаполиса.

Согласно международным статистическим исследованиям, г. Алматы уверенно движется вверх в рейтингах самых загрязненных городов мира, в чем ведущая роль, бесспорно, отводится бесконтрольному потоку автотранспортных средств.

Таким образом, можно отметить, что об эффективности дорожно-транспортного законодательства Республики Казахстан можно говорить, только на основе анализа достигнутого результата, где только на основе системного подхода будут достигнуты определенные результаты. Однозначно, что разрешить вышеназванные проблемы невозможно только правовыми средствами, поскольку требуются и экономические и социальные факторы, которые непосредственно влияют на данные отношения. И здесь самое главное необходимо обеспечить приоритет общечеловеческих ценностей в дорожно-транспортных отношениях. В этой связи, следует согласиться с Салимгерей А.А. в том, что только тогда можно будет с основанием утверждать, что в такой важной сфере, как дорожно-транспортная, государство не на словах, а на деле обеспечивает реализацию конституционной нормы о приоритете для Республики Казахстан общечеловеческих ценностей[2]. Например, в ст 3 Закона Республики Ка­захстан от 15 июля 1996 г. «О безопасности до­рожного движения» особо отмечено, что одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, уча­ствующих в дорожном движении, над эконо­мическими результатами хозяйственной дея­тельности[3].